Параметры шин, маркировка

    Этот раздел поможет Вам без труда разобраться с основными параметрами шин и их маркировкой, которые необходимы для правильного подбора.

    Рекомендованные параметры колесного диска могут отличаться для одного и того же автомобиля, независимо от того, какой он — стальной, литой или кованый.


    Однако существует стандартная маркировка диска, которая выглядит, к примеру, так:

    6.5Jх16 H2 5/114.3 ET-35 DIA67.1

    Теперь мы по порядку расскажем про все параметры указанные в маркировке диска.

    Ширина диска 

    6.5 — Ширина диска (B) в дюймах.

    Ширина измеряется не по внешним сторонам диска, от края и до края, а по, так называемой «полке диска», на которую ложатся боковины шины.

    Ширина шины и диска должны строго соответствовать друг другу, чтобы шины, после установки, имели заданную производителем оптимальную форму.

    Рассчитать необходимую ширину колесного диска можно на шинном калькуляторе.

    J — Форма боковой закраины обода (может быть JJ, JK, K или L).

    При подборе автодисков этот параметр не учитывается, и ему можно не уделять большого внимания.


    Диаметр 

    16 — Диаметр диска (D) в дюймах.

    Стоит понимать, что диаметр колесного диска это не внешний диаметр диска от края до края, а диаметр «полки» диска, на который ложится борт покрышки.

    Если Вы захотите измерить рулеткой внешний диаметр автомобильного диска, учитывайте, что на самом деле его действительное значение меньше. А чтобы перевести полученное значение из сантиметров в дюймы, нужно разделить его на 2,54.

    Например, если у вас при измерении получилось 40,6 см, то:

    Диаметр диска = 40.6 / 2.54 = 16 дюймов

    H2 — Код конструкции и количество хампов.

    Хампы — небольшие кольцевые выступы, которые необходимы для удерживания бескамерной шины от соскакивания с диска.

    Вариации хампов:

    • H — простой хамп,
    • H2 — двойной,
    • FH — плоский (Flat Hump),
    • AH — асимметричный (Asymmetric Hump),
    • CH — комбинированный (Combi Hump)
    • При подборе дисков этот параметр не учитывается.

    PCD диска 

    5/114.3 — Крепежные параметры диска.

    Первая цифра — количество болтов (или гаек).

    Вторая цифра — диаметр, на котором расположены болты или гайки (мм), который называется PCD (Pitch Circle Diameter).

    При необходимости PCD диска можно рассчитать, измерив расстояние между центрами дальних крепёжных отверстий.

    У дисков с четырьмя крепёжными болтами (или гайками) PCD равно расстоянию между центрами дальних (противоположных) болтов или гаек.

    У дисков с пятью крепёжными болтами PCD диска равно расстоянию между центрами дальних (любых не соседних) болтов, умноженное на коэффициент 1,051

    Стоит понимать, что измерение PCD нужно проводить с высокой точностью, поскольку существуют очень близкие значения (например, 98 и 100 или 110 и 112), которые нельзя применять вместо друг друга.

    Вылет диска (ET) 

    ET-35 — Вылет или вынос диска (этот параметр может также иметь маркировку OFFSET и DEPORT).

    Вылет диска — это расстояние между привалочной плоскостью колёсного диска (плоскость которой прижимается диск к ступице) и серединой ширины диска, которое измеряется в миллиметрах.

    Бывают диски с отрицательным вылетом и положительным и, в случае, если середина диска совпадает с плоскостью крепления диска к ступице, то вылет диска будет равен нулю.

    Чтобы узнать допустимый вылет диска лучше всего руководствоваться рекомендациями завода-изготовителя автомобиля и каталогами применяемости различных производителей дисков.




    DIA диска 

    DIA67.1 — Диаметр центрального отверстия, которое измеряется в милимметрах со стороны привалочной плоскости.

    DIA на штампованном (стальном) диске, должен совпадать с рекомендуемым значением (+ - 0.1мм), поскольку на стальных дисках не применяются переходные кольца. На литых или кованых дисках диаметр определяется пластиковой втулкой (переходным кольцом), которая подбирается непосредственно для вашего автомобиля.

    MAX LOAD 

    MAX LOAD (дополнительный параметр) — Максимальная нагрузка на диск.

    Для легковых автомобилей диски изготавливаются с запасом прочности, но если их поставить на джип или микроавтобус, то они могут не выдержать нагрузки и деформироваться при попадании даже в незначительную яму.

    Поэтому подбирая диски для тяжелой машины, обратите внимание на рекомендуемый параметр максимальной нагрузки на диск. Измеряется он в фунтах или в килограммах.

    Для примера возьмем шину 195/65 R15 91 T XL и по порядку разберем все ее параметры.

    Ширина шины 

    195 — Ширина шины. Это самая широкая часть покрышки, которая находится между боковыми частями, куда производитель помещает метки и измеряется в милимметрах.

    Стоит учитывать, что в рабочем состоянии под нагрузкой шина деформируется, то есть сжимается. Поэтому при определении ширины не нужно учитывать выступы указателей. Размер покрышек всегда вычисляется только в статическом положении.

    Высота шины

    65 — Высота шины. Высотой шины считается участок от вершины протектора до посадочного обода.

    Для того, чтобы определить данный параметр, необходимо применить следующую формулу:

    ширина * серия/100 = высота.

    Как видим, высота относится к ширине и вычисляется в процентах.

    Важно учитывать, что если Вы вместо типоразмера 195/65 R15 захотите поставить автошины с размером 205/65 R15, то увеличится не только ширина покрышки, но и высота. В большинстве случаев это недопустимо.

    Конструкция покрышки 

    Если на авторезине присутствует буква R, то это указывает на радиальный корд.

    Некоторые водители путаются, предполагая, что указатель R – это радиус, однако это не так. Бывает еще диагональная конструкция (обозначается буквой D), но из-за слабых эксплуатационных характеристик ее практически не выпускают.

    Посадочный диаметр 

    15 — диаметр колеса (диска) в дюймах. Простыми словами, это внутренний размер шины или наружный размер диска.

    Индекс нагрузки

    91 — Индекс нагрузки. Это уровень предельно-допустимой нагрузки на одно колесо.

    Для легковых машин он обычно делается с запасом и при выборе шин не является решающим значением. А вот для микроавтобусов и небольших грузовиков этот параметр очень важен и его необходимо соблюдать.

    Таблица индексов нагрузки шины:

    Индекс скорости 

    T — Индекс скорости шины. Чем он больше, тем с большей скоростью Вы можете ездить на данной покрышке.

    Этим параметром производитель покрышек гарантирует нормальную работу резины при постоянном движении машины с указанной скоростью в течении нескольких часов.

    Таблица индексов скорости:

    Дополнительная информация указываемая в маркировке на боковине шины 

    XL или Extra Load — усиленная шина, индекс нагрузки которой выше на 3 единицы, чем у обычных автошин того же типоразмера.

    M+S или маркировка покрышки M&S (Mud + Snow) — грязь плюс снег означает, что шины всесезонные или зимние. (На многих летних покрышках для внедорожников указывается M&S. Однако их нельзя использовать в зимнее время, поскольку зимние шины имеют другой состав и рисунок протектора, а значок M&S указывает на хорошие показатели проходимости автошины.

    All Season или AS всесезонные шины. Aw (Any Weather) — любая погода.

    Пиктограмма * (снежинка) — резина предназначена для использования в суровых зимних условиях.

    Aquatred, Aquacontact, Rain, Water, Aqua или пиктограмма (зонтик) — специальные дождевые шины.

    Outside и Inside — ассиметричные шины, т.е. важно не перепутать какая сторона наружная, а какая внутренняя (при установке надпись Outside должна быть с наружной стороны автомобиля, а Inside — с внутренней).

    RSC (RunFlat System Component) — шины RunFlat — это покрышки, на которых можно продолжать движение на автомобиле со скоростью не более 80 км/ч при полном падении давления в шине (при проколе или порезе).

    Rotation или стрелка — эта маркировка на боковине шины означает направленную шину. При установке покрышки нужно строго соблюдать направление вращения колеса, указанное стрелкой.

    Tubeless — бескамерная шина.

    Tube Type — обозначает, что эта покрышка обязательно должна эксплуатироваться только с камерой.

    Max Pressure — максимально допустимое давление в шине.

    Max Load — максимально допустимая нагрузка на каждое колесо автомобиля, в кг.

    Reinforced или буквы RF в типоразмере — означают, что это усиленная шина (6 слоёв). Буква С в конце типоразмера обозначает грузовую шину (8 слоёв).

    Radial — означает, что это авторезина радиальной конструкции.

    Steel — означает, что в конструкции шины присутствует металлический корд.

    Буква E (в кружочке) — шина соответствует европейским требованиям ECE (Economic Commission for Europe).

    DOT (Department of Transportation — Министерство транспорта США) — американский стандарт качества.

    Temperature А, В или С — термостойкость авторезины при высоких скоростях на испытательном стенде (А — наилучший показатель).

    Traction А, В или С — способность шины к торможению на влажном дорожном полотне.

    Treadwear —  относительный ожидаемый километраж пробега по сравнению со специальным стандартным тестом США.

    TWI (Tread Wear Indiration) — указатели индикаторов износа протектора автошины, которые располагаются равномерно в восьми или шести местах по всей окружности покрышки и показывают минимально допустимую глубину протектора.

    DOT — Закодированный адрес производителя, код размера шины, сертификат, дата выпуска (неделя/год).

    Маркировка американских шин

    Существуют две различные маркировки американских шин.

    1. Похожа на европейскую, только перед типоразмером ставится буквы «P» (Passanger — для легковой машины) или «LT» (Light Truck — лёгкий грузовик).

    Например: P 195/60 R 14 или LT 235/75 R15.

    2. Принципиально отличается от европейской.


    Например: 31x10.5 R15, где:

    • 31 — внешний диаметр шины в дюймах.
    • 10.5 — ширина шины в дюймах.
    • R — автошина радиальной конструкции (более старые модели автошин были с диагональной конструкцией).
    • 15 — внутренний диаметр шины в дюймах.